Статьи

Главная » Статьи » Статьи » Взаимоотношения

Растим лидеров и ответственных детей

Этапы взросления


  Взаимопонимание родителей и детей необходимо, в частности, для осознанной, целенаправленной и комфортной передачи опыта от старшего к младшему. В настоящей статье рассмотрим, как развивать у ребенка качества лидера, как научить его ставить и достигать цели.

     Конечно же, лучший способ обучения — личный пример. Но даже если родитель обладает ярко выраженными лидерскими качествами, это не освобождает его от осмысленного поэтапного развития таких качеств в ребенке. Равно как и в случае, если родитель не считает себя лидером «по жизни», для своего ребенка, особенно в его раннем детстве, родитель априори является неким подаренным свыше божеством. Попробуем использовать этот прижизненный высокий статус при обучении детей — обязательной сфере нашей ответственности. 

Качества Лидера 

            Прежде всего определимся с качествами лидера. Лидер — это человек, который поставил перед собой цель и ищет пути ее достижения. Лидер знает, чего он хочет. Его непросто сбить с мысли, с намерения, поскольку он обладает мощной энергетикой и выстроенной логикой, умением влиять на людей, то есть переключать и организовывать их. У каждого человека задатки лидера есть. У кого-то они ярко выражены, у кого-то проявлены слабо. Попробуем выяснить, каким образом проявляются лидерские качества у вашего ребенка и что мешает им развиваться в правильном русле. Рассмотрим примеры характерных «несостыковок» в поведении детей.

1.                  Лидерские качества есть, но нет целей, ребенок не видит, куда направить свою энергию. Признаки лидера без цели: всегда есть свое мнение, противоположное общепринятому. Он не может ответить на вопрос, с какой целью что-либо делает; ребенок — бунтарь, сложно вписывается в общепринятые рамки.

2.                  У ребенка есть цель, но он не знает (не может/не хочет/не видит), как ее достичь. Признаки: ребенок закрытый, ранимый, нерешительный, у него слабая вера в себя: «кто-то может лучше, чем я». Как правило, такие дети «ведомые», легко поддаются влиянию. (Важно понимать, что сама по себе чувствительность является важным качеством, которое позитивно отражается на обучении и развитии ребенка, а восприимчивость важна для познания нового. То, от чего необходимо шаг за шагом избавляться, — уязвимость. Часто эти качества ошибочно отождествляются.)

            Определить степень проявления лидерских качеств ребенка можно на примере конкретной учебно-жизненной ситуации.

            Представим себе: родитель возвращается домой. Дома вместо обещанной уборки и выученных уроков — шумная компания, состоящая из друзей, знакомых и друзей знакомых ребенка. Сценарий дальнейших действий отражает множество характерных «показателей» как ребенка, так и родителя.

            Со стороны родителя в такой ситуации важно не задевать честь и достоинство ребенка, какой бы проступок он ни совершил. А также:

  • не провоцировать ребенка на агрессию или оправдание,
  • не начинать разбирательства в присутствии его гостей, какая бы обстановка ни была. (Поведение родителей в отношении ребенка формирует модель отношения к нему его сверстников и других людей на энергоинформационном уровне.)

            Итак, если собрание дома — инициатива ребенка, то он лидер. Ребенок занял активную позицию, к нему тянутся другие дети. Задача родителя — направить эти способности и энергию в нужное русло (помочь ребенку организовать жизнь, акцентировать внимание на важность постановки целей).

            Другой вариант — ребятам некуда было пойти, ребенок не смог отказать друзьям (поддался чужому влиянию), поэтому вся компания собралась дома у него. Во время разговора с вернувшимся домой родителем ребенок был испуган, оправдывался, так как не мог противостоять нажиму более сильных людей. Такой ребенок остро нуждается в наработке сильных личных качеств. Его нужно чаще хвалить, акцентировать внимание на его сильных сторонах.

            И в первом, и во втором случае самый эффективный способ взаимодействия с ребенком — это диалог, а не нравоучение и допрос. Задавайте ребенку наводящие вопросы: как лучше сделать? как ты думаешь? к чему это приведет? ты считаешь, так лучше? При этом, разговаривая с ребенком, родитель не заискивает, говорит на равных, но в роли старшего друга. Таким образом вы учите ребенка выстраивать последовательные логические цепочки, не поучая его. Научить этому мастерству — сфера ответственности родителей.

 

Копирование как необходимый этап 

            Как правило, одним из начальных этапов взросления, в том числе и формирования лидерских качеств, является копирование. Копируют тех, кто нравится, кто притягателен. (Родительское поведение не просто копируется, оно ложится в основу множества поведенческих реакций, которые будет проявлять ребенок, когда станет взрослым. В данном разделе мы говорим об этапе взросления, когда ребенок копирует каких-либо шоу-кумиров, старших ребят со двора, др.)

            Дети очень хотят казаться взрослыми, хотят, чтобы с ними общались на равных, прислушивались к их мнению. Но у них свои представления о взрослости и соответствующая атрибутика: сигарета, пиво, подчеркнутая сексуальность, вызывающая одежда и макияж. В поведении смелость проявляется как грубость, в непослушании кроется проявление самостоятельности. Простите их за поиск себя во взрослой жизни. Запретами мы ничего не добьемся: запретный плод сладок. Зато заблуждение можно естественным образом перерасти. И тогда следующим этапом раскрытия потенциала вашего ребенка может стать раскрытие его личности через веру — в его индивидуальность, неповторимость, особенность, в то, что он достоин быть счастливым. Со временем ребенок поймет, какие качества нужно перенять от других, а какие целенаправленно раскрыть в себе.

 

Полнота и взаимоусиление целей 

            Постоянно прививайте ребенку, что взрослый человек — это тот, кто обещает и делает, на кого можно положиться, кому можно доверять. Он может сказать «нет», если у него другие планы. Он знает, чего он хочет. Его желания, то есть цели, не противоречат друг другу. Тогда он может быть счастливым. Задача родителей — научить ребенка этому. Человек счастлив, когда его жизнь полна и ее составляющие не противоречат друг другу:

  1. Самореализация: школа — работа.
  2. Взаимоотношения: семья — школа — друзья.
  3. Личная жизнь: личное пространство — семья — друзья — хобби.
  4. Деньги: наличие, распределение.
  5. Отдых: досуг — традиции — отпуск.

            Желательно, чтобы у ребенка все это было, на все должно выделяться время. Количество вторично. Помогите ему понять главное в каждой составляющей. Взрослый человек — это тот, кто может в каждой ситуации различить главное и второстепенное.

            Возьмем, к примеру, две составляющие счастья  — самореализацию и взаимоотношения. Для наших детей — это школа и взаимоотношения в ней. Что является в школе главным: обучение или взаимоотношения? Часто дети, да и мы в подобных ситуациях, путаемся в приоритетах («не пойду в школу: ребята смеются, обзываются, не хотят дружить», «у меня нет новых джинсов», др.). Вспомните другие причины, которые являлись для ваших детей ключевыми, чтобы не идти в школу.

            Очевидно, что в школе важно приобретать знания, остальное вторично. Необходимо найти подходящие слова, чтобы причина ребенка не стала перекрывающей цель проблемой. При этом родителю важно сделать это так, чтобы ребенок не чувствовал себя никчемой. 

            Сфера ответственности родителей — научить ребенка жить в нашем мире, в данной стране, ставить и достигать целей, чтобы никто не мог им беспорядочно управлять.

            Важно стать авторитетом в глазах своего ребенка. Для этого нужно самому понять модель своего счастья и конкретно — модель взаимоотношений в семье. Тогда ребенку будет проще с вашей помощью проходить этапы взросления, не останавливаясь на копировании. Идя по пути постепенной реализации жизненных целей, ребенок сможет понять себя, увидеть, в чем его основные сильные стороны. Каждый должен максимально осознанно выбрать, какую жизнь он хочет прожить — не благодаря и не вопреки чьей-либо воле.

 




Источник: http://studio-rost.at.ua
Категория: Взаимоотношения | Добавил: Валентина (08.07.2009) | Автор: Перехрест Т. В.
Просмотров: 2137 | Комментарии: 2 | Теги: Молинье, этапы развития, ребенок, качества лидера, воспитание, лидер, Студия развития и роста | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
0
Очень нужная информация. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Психологические тренинги и семинары личностного роста в Харькове-Самопознание.Украина